С детьми работают:
воспитатели дошкольного образования:
Поясок Мария Сергеевна
Жаврид Александра Сергеевна
учитель-дефектолог
Макатович Елизавета Николаевна
помощник воспитателя
Гудкова Василина Александровна
С детьми работают:
воспитатели дошкольного образования:
Поясок Мария Сергеевна
Жаврид Александра Сергеевна
учитель-дефектолог
Макатович Елизавета Николаевна
помощник воспитателя
Гудкова Василина Александровна
О воспитанниках с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.)
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно- волевой сферы.
Внимание
Для детей с недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Воображение
Дети с общим недоразвитием речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников (В. П. Глухов, 1985):
– для них характерна быстрая истощаемость процессов воображения;
– отмечаются использование штампов в работе, однообразность;
– детям требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз;
– наблюдается истощение деятельности. Как следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьезным препятствия для словотворчества детей.
Память
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания (по сравнению с нормально говорящими сверстниками). Дети часто забывают сложные инструкции (трех- четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Мышление
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно- образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления. Психическое развитие детей с нарушением речи, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако, по мере коррекции речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Восприятие
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи. По данным многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.
При общем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей, которые выражаются:
Моторика
В результате исследований сотрудниками лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук («влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области» М.М. Кольцова, 1973, 1979).
Для детей с общим недоразвитием речи характерно некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных упражнений и заданий пространственно-временным параметрам. Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Характерными являются особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При сохранных непроизвольных движениях отмечается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом); выявляется неполнота и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений влияет на способность детей к изобразительному творчеству. У детей наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д. И даже дети, владеющие элементарными техническими приемами, не проявляют достаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях. Снижено и критическое отношение к чужой и своей работе. Эмоционально-волевая сфера
Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте - начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе (В. А. Аверин, 1998). Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фитередо, 1991). Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Данное утверждение во многом объясняет свойственную, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенную обидчивость и ранимость, страхи.
Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Таким образом, для детей с ОНР характерными являются:
С точки зрения оказания действенной коррекционно-педагогической помощи, важным будет являться комплексное решение вопроса, с учетом влияния первичного речевого недоразвития на психическое развитие ребенка, при отсутствующих коррекционных мероприятиях может замедляться темп интеллектуального развития. Поэтому неслучайно профессором Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, который включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т. е. усвоение элементов грамоты.
Время проведения занятий |
Образовательная область Воспитатели Руководители муз. и физ. воспитания |
Образовательная область Учитель-дефектолог |
ПОНЕДЕЛЬНИК |
|
|
9.00 – 9.25 9.35 – 9.55 10.10 – 10.35
12.00 –12.25 |
Ребенок и общество (по подгруппам) Художественная литература Физическая культура (на улице) |
Развитие речи
|
ВТОРНИК |
|
|
9.35-10.00 10.10 – 10.25
15.30 – 15.55 |
Изобразительное искусство (лепка/аппликация) (по подгруппам) Физическая культура |
Элементарные математические представления |
СРЕДА |
|
|
9.00 – 9.25 9.35 – 10.00 10.30 – 10.50 |
Музыкальное искусство |
Формирование произносительной стороны речи Подготовка к обучению грамоте (подгруппа №2) |
ЧЕТВЕРГ |
|
|
9.00 – 9.25 9.35 – 9.55
10.05 – 10.30 15.30 – 15.55
|
Изобразительное искусство (рисование) (по подгруппам) Ребенок и природа Физическая культура |
Развитие речи
|
ПЯТНИЦА |
|
|
9.00 – 9.25 9.35 – 9.55
|
Ребенок и общество (по подгруппам) |
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи |
РАСПОРЯДОК ДНЯ
в группе № 4 для детей с тяжелыми нарушениями речи
(холодный период года)
Виды деятельности |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет. |
6.30 – 7.00 |
В детском саду |
|
Прием, осмотр, игры, дежурство, трудовые поручения. |
7.00 – 8.10 |
Утренняя гимнастика. |
8.15 – 8.25 |
Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку. |
8.25 – 8.35 |
Завтрак |
8.35 – 8.50 |
Самостоятельные игры, подготовка к занятиям. |
8.50 – 9.00 |
Специально организованная деятельность: 1-е занятие Перерыв, подготовка к следующему занятию. 2-е занятие Перерыв, подготовка к следующему занятию. 3-е занятие |
9.00 – 9.25 9.25 – 9.35 9.35 – 10.00 10.00 – 10.10 10.10 – 10.35 |
Подготовка к прогулке. Прогулка I |
10.35 – 12.20 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, занятие, подготовка к обеду. |
12.20 – 12.30
|
Обед, подготовка к дневному сну |
12.30 – 13.10 |
Дневной сон. |
13.10 – 15.10 |
Подъем, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия |
15.10 – 15.20 |
Полдник |
15.20 – 15.30 |
Логочас, самостоятельная игровая деятельность, активный досуг. |
15.30 – 16.50
|
Подготовка к прогулке. Прогулка II. |
16.50 – 17.30 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к ужину |
17.30 – 17.40 |
Ужин |
17.40 – 18.00 |
Игры. Уход домой |
18.00 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.10 |
Спокойные игры, гигиенические процедуры, легкий ужин |
20.10 – 20.40 |
Укладывание, ночной сон |
20.40 – 6.30 |