Специальное образование

На государственном уровне специальная помощь в Республике Беларусь оказывается в рамках Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты.
Система  учреждений образования для детей с ОПФР в Республике Беларусь существует и развивается в соответствии с Законами «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», Концепцией реформирования специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития и рядом других законодательных актов и документов.
Под специальным образованием понимают процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество (Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», глава 1, 1.1).
Принципы построения системы специального образования следующие:
• государственный характер;
• общедоступность образования;
• приоритет общечеловеческих ценностей;
• опора на наследие национальной культуры;
• адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
• коррекционно-компенсаторная направленность образовательного процесса;
• личностно-ценностная ориентация в обучении и воспитании;
• преемственность в работе всех звеньев системы образования и другие.

Нормативные правовые документы:

Кодекс Республики Беларусь об образовании

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2011 г. № 136

"Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь" смотреть здесь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2011 г. № 135

"О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития" смотреть здесь

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, 26.08.2016 смотреть здесь

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в дошкольных учреждениях, 16.08.2010 смотреть здесь

Пункт коррекционно-педагогической помощи

В рамках реализации Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» в государственном учреждении образования «Детский сад № 4 аг.Лесной» проводится работа по оказанию помощи детям в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП).

Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.

Задачами пункта являются:

- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

- формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;

- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

- фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)

- фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);

- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);

- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

 

Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

 

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района» (далее – ЦКРОиР), расположенного по адресу: Минский район, п. Ратомка, ул. Заславская 8а, телефон для записи на комиссию: (017) 5022368, время работы: 8.00-17.00, сб., вс. – выходной, сайт: ckroir-roo@minsk.edu.by

Для этого необходимо позвонить по тел. 5022368 в ЦКРОиР и записаться на комиссию.

Для прохождения психолого-медико-педагогическое обследование необходимы следующие документы:

  • медицинская карта ребёнка или выписку из неё (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), результаты медицинского заключения узких специалистов детской поликлиники за текущий год: отоларинголога, невропатолога, офтальмолога (окулиста), логопеда, психоневролога;
  • направление учреждения здравоохранения или образования для прохождения психолого-медико-педагогическое обследование;
  • психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;
  • несколько детских рисунков.

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.

С заключением ЦКРОиР или его копией необходимо прийти к учителю-дефектологу детского сада для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.

Приём детей на пункт, осуществляется приказом заведующего учреждения дошкольного образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором ЦКРОиР, и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:

- заявления законного представителя обучающегося;

-заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).

 Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи:

Кодекс Республики Беларусь об образовании

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2011 г. № 131 "Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи" смотреть здесь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 22 декабря 2011 г. № 128 "Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования" смотреть здесь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2011 г. № 150 "Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь" смотреть здесь

Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи», 25.05.2012 смотреть здесь

Инструктивно-методическое письмо « Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/2014 учебном году» смотреть здесь

 

 

свернуть

Специальная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Специальная группа для детей с тяжелым нарушением речи

 

В государственном учреждении образования «Детский сад №4 аг.Лесной» функционирует специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Образовательный процесс в группе осуществляют следующие специалисты:

 

Бондарович Наталья Васильевна – воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории;

Кузнецова Наталия Васильевна – учитель-дефектолог высшей квалификационной категории;

Яцкевич Екатерина Владимировна - руководитель физического воспитания, второй квалификационной категории;

Корзун Диана Васильевна – музыкальный руководитель 1-ой квалификационной категории.

Организация развивающей среды в группе строится в соответствии с возрастом воспитанников и содержанием «Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 № 50. Средняя обеспеченность игровым оборудованием в специальной группе на 01.09.2019 составила 83 %.

Зачисление воспитанников в специальную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи производится на основании заключения ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района», заявления законных представителей несовершеннолетнего, медицинской справки установленной формы. 

Контактные телефоны для получения необходимой информации:

362 68 09 – Осадчая Светлана Валерьевна, заведующий ГУО «Детский сад №4 аг.Лесной»;

8 (029) 8269530 – Кисляк Павел Владимирович, директор ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района»;

8 (017) 5022368 – Гудевич Екатерина Ивановна, заместитель директора ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района».

Более подробную информацию об организации специального образования в Минском районе можно получить на сайте ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района», перейдя по ссылке. https://ckroir-roo.minsk-roo.gov.by/

свернуть

Группа интегрированного обучения и воспитания

 

         С  2021/2022 учебного года на основании решения Минского районного исполнительного комитета от 30.08.2021 №4821 "О создании специального класса, классов интегрированного обучения и воспитания, групп интегрированного обучения и воспитания, внесение изменений в штатное расписание государственных учреждений образования Минского района" в государственном учреждении образования "Детский сад №4 аг. Лесной " функционирует группа интегрированного обучения и воспитания для детей от 3 до 4 лет.

Коррекционно-педагогическую помощь оказывает  учитель-дефектолог 

      Молочникова Наталья Александровна

 

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ?

   Интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.
Источник: ст. 267 Кодекс об Образовании РБ
 

 Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.

  Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

      Главными задачами являются:

*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

*организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;

*реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;

*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;

*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;

*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.

КАК ОФОРМИТЬ РЕБЕНКА В ГРУППУ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

         Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого–медико–педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.

Заключение ЦКРОиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление образования, который выдает направление в учреждение дошкольного образования, где имеются свободные места в группах интегрированного обучения и воспитания.

Зачисление ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе следующих документов:

направления, выданного управлением образования местного исполнительного и распорядительного органа;

заявления законного представителя воспитанника (с особенностями психофизического развития и нормально развивающегося);

заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания);

медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья;

свидетельства о рождении (предъявляется при зачислении).

Руководитель учреждения образования при наличии вышеуказанных документов издает приказ о зачислении ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания.

Перечень нормативных правовых документов для организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития можно посмотреть на  сайте asabliva.by

 

КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.

Учитель-дефектолог

Проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно -образовательных задач обучения и воспитания детей.

Воспитатели группы интегрированного обучения и воспитания

Планируют и проводят образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.

Помощник воспитателя

Участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя–дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.

Педагог-психолог

Ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно- развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, гипердинамичными детьми.

Музыкальный руководитель

Организует разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.

Руководитель физического воспитания

 

Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации. Оказывает консультационную помощь родителям.

свернуть

График работы учителей-дефектологов на 2021/2022 учебный год

График работы

пункта коррекционно-педагогической помощи

 

День недели

Время работы

Понедельник

8.00 – 13.00; 15.00 – 17.30

Вторник

8.00 – 13.00

Среда

8.00 – 13.00; 15.00 – 17.30

Четверг

8.00 – 13.00

Пятница

8.00 – 13.00

Учителя-дефектологи:

Рак Виктория Юрьевна

Молочникова Наталья Александровна

 

График

работы учителя-дефектолога специальной группы

День недели

Время работы

Понедельник

8.00 – 12.00

Вторник

8.00 – 12.00

Среда

14.00 – 18.00

Четверг

8.00 – 12.00

Пятница

8.00 – 12.00

Учитель-дефектолог специальной группы: Кузнецова Наталия Васильевна

свернуть