Противодействие коррупции

Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией"

Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.

В декабре 2022 г. принят ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2022 г. № 232-З Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией, который вступил в силу с 1 марта 2023 г.

Правовым актом внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией). Скорректированы соответствующие положения Гражданского кодекса Республики Беларусь и Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Внесенные изменения не связаны с корректировкой концептуальных положений антикоррупционного законодательства, а направлены на совершенствование профилактических механизмов противодействия коррупции, оптимизацию взаимодействия в названной сфере.

Так, в ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией введены определения терминов «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности», что имеет значение при определении субъекта коррупционного правонарушения и привлечении лица к ответственности.

Такое дополнение будет способствовать обеспечению единства правоприменительной практики, позволит устранить имеющиеся проблемные вопросы в правоприменении.

Практика работы правоохранительных органов свидетельствует о том, что большинство коррупционных правонарушений совершается в ситуации наличия конфликта интересов у государственного должностного лица, являющегося правонарушителем. Один из основных антикоррупционных механизмов, призванных предупредить противоправное поведение лица, – институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Однако его профилактический потенциал задействован незначительно.

В целях совершенствования правового регулирования названного института перечень субъектов, интересы которых влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей, дополнен свойственниками и супругами детей указанного лица.

На эффективность управления конфликтом интересов негативно влияет отсутствие процедуры ознакомления государственных должностных лиц с установленным порядком предотвращения и урегулирования таких конфликтов.

При назначении государственных должностных лиц в обязательном порядке от них теперь не только будут получать обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений, предусмотренных в ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией, но и ознакамливать их с установленным порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Статьей 21 Закона о борьбе с коррупцией дополнен перечень субъектов, которых необходимо уведомить о конфликте интересов, внесены изменения, устанавливающие последствия нарушения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов для всех категорий государственных должностных лиц независимо от наличия у них статуса государственного служащего – привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Справочно
Конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

В настоящее время взаимодействие государственных органов и иных организаций в сфере борьбы с коррупцией осуществляется преимущественно путем передачи правоохранительным органам информации о факте, свидетельствующем о коррупции (ст. 10 Закона о борьбе с коррупцией).

В Законе закреплена новая форма взаимодействия, которая позволит государственному органу, иной организации получать от правоохранительных органов сведения о коррупционных деяниях работников.

Это позволит руководителям своевременно получать информацию в отношении подчиненных и принимать меры по предупреждению правонарушений, а также устранению их причин и условий.

Кроме того, если коррупционные деяния совершены лицами, включенными в кадровые реестры, или из состава депутатского корпуса, сведения об этом будут направляться по принадлежности реестров или в соответствующие органы представительной власти.

Один из актуальных вопросов – ограничение права на участие государственных должностных лиц в деятельности органов управления дочерней организации.

В Генеральную прокуратуру из государственных органов и иных организаций поступает значительное количество обращений об участии государственных должностных лиц в деятельности органов управления дочерней организации. В настоящее время возможность такого участия ограничена абзацем шестым ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией. Вместе с тем в ряде случаев имеется объективная необходимость в представительстве интересов основной организации в органах управления дочерней.

Ранее исключение из этого запрета могло быть установлено только законодательным актом (закон, декрет, указ) – теперь предусмотрена возможность решить данный вопрос также на уровне правовых актов Совета Министров.

Исключено понятие «сувенир», при этом в Законе дано определение понятиям «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», поскольку в практической деятельности возникали трудности по соблюдению ограничения на получение имущества (подарков).

Одновременно с 5 до 20 базовых величин повышена допустимая стоимость такого подарка.

Запрет на дарение подарков свыше указанной стоимости установлен и в гражданском законодательстве (ст. 546 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Данные ограничения не затрагивают получение подарков в частной жизни (семейные, дружеские и иные отношения).

Внесены изменения в ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией – антикоррупционные требования теперь распространены на супругу (супруга), близких родственников, супругов детей либо свойственников государственного должностного или приравненного к нему лица вне зависимости от места проживания и ведения ими общего хозяйства.

Внесение изменений основано на необходимости устранить коррупционный риск незаконного обогащения супруга (супруги), близких родственников, супругов детей или свойственников государственных должностных и приравненных к ним лиц в связи с исполнением последними служебных обязанностей. Факт совместного проживания указанных лиц не влияет на возможность противоправного получения ими материальных выгод в связи с исполнением государственными должностными и приравненными к ним лицами служебных (трудовых) обязанностей.

Иные антикоррупционные ограничения, предусмотренные в ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, также не связаны с фактом совместного проживания и ведения совместного хозяйства.

Ограничение по совместной службе (работе) супругов, близких родственников или свойственников, определенное в ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией, теперь распространено на работу не только в государственных органах и организациях, но и в организациях, в уставном фонде которых 50 и более процентов долей (акций) находятся в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. Работающие в организациях с преобладающей долей собственности государства, также обладают статусом государственных должностных лиц.

Такое ограничение затрагивает узкий круг субъектов: руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) и кассир.

Данный запрет отражен также в трудовом законодательстве (ст. 27 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Это позволит создать предпосылки для устранения коррупционных рисков при осуществлении экономической деятельности и не ухудшит условия ведения бизнеса.

Аналогичным образом расширен запрет, а также в ст. 37 Закона о борьбе с коррупцией установлена ответственность за использование государственным должностным лицом в личных интересах предоставленного ему имущества. Ранее ответственность была предусмотрена за незаконное использование только имущества, находящегося в государственной собственности.

Так, имущество хозяйственных обществ, как правило, находится в собственности данных обществ и используется для обеспечения их деятельности.

Одновременно с этим Совету Министров предоставлено право регламентировать вопросы использования служебного имущества.

Ликвидированы избыточные требования к процедуре декларирования для повышения эффективности данного профилактического механизма, что отражено в ст. 27 Закона о борьбе с коррупцией.

Лица, занимающие ответственное положение или поступившие на государственную службу путем избрания, теперь имеют возможность указывать в декларации сведения о доходах и имуществе их несовершеннолетних детей без предоставления отдельной декларации.

Исключена необходимость предоставления председателями сельских, поселковых, городских Советов депутатов, их заместителями идентичных деклараций одновременно в различные организации.

В Закон о борьбе с коррупцией ведена статья 27-1, в которой установлен перечень доходов и имущества, не подлежащих обязательному декларированию.

К ним, в частности, отнесены доходы, полученные от участия в различных бонусных программах, предлагаемых банками, организациями торговли и сервиса, от продажи имущества стоимостью не более сорока базовых величин, а также имущество, полученное в качестве подарков, стоимость каждого из которых не превышает двухсотпятидесятикратного размера базовой величины, цифровые знаки (токены).

Такие новеллы позволят упростить порядок декларирования обязанными лицами имущества незначительной стоимости, полученного в качестве подарков, в том числе в связи с исполнением служебных обязанностей, от общественных организаций, а также личных подарков.

Установлены общие основания ответственности юридического лица за совершение коррупционных действий от его имени либо в его интересах.

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, согласно ст. 26 которой каждое государство-участник обязуется установить ответственность юридических лиц за участие в преступлениях, связанных с коррупцией. В отношении юридических лиц должны применяться эффективные, соразмерные и оказывающие сдерживающее воздействие уголовные или иные санкции.

Анализ правоприменительной практики и зарубежный опыт показал, что привлечением к уголовной ответственности только физических лиц сложно добиться положительного эффекта в противодействии коррупции. Детерминация коррупционной преступности в рыночных условиях связана в значительной степени с деятельностью юридических лиц, которые получают от совершения коррупционных сделок значительную финансовую выгоду, несопоставимую с размером индивидуального наказания виновного физического лица.

Участие в коррупции юридических лиц повышает латентность этого общественно опасного явления, так как нередко юридические лица используют схемы номинального руководства, при которых лицо, фактически управляющее организацией, юридически не имеет отношения к его органам управления.

Справочно
Непосредственно административная ответственность юридического лица за передачу незаконного вознаграждения от имени или в интересах такого лица установлена в ст. 24.59 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Усовершенствован порядок изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ, оказанных услуг, предусмотренный в ст. 40 Закона о борьбе с коррупцией.

В качестве основания для такого изъятия (взыскания) установлен факт предоставления денежных средств или иного имущества государственному должностному или приравненному к нему лицу исключительно в результате совершения коррупционного правонарушения и (или) принятия им таких средств или имущества в результате совершения коррупционного правонарушения.

Усовершенствован механизм сдачи незаконно принятого имущества близкими лицами государственного должностного или приравненного к нему лица, в том числе применительно к ситуациям, в которых государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать (перечислить) незаконно принятые им или его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками и супругами детей денежные средства, имущество либо возместить его стоимость.

При этом общие подходы к правовому регулированию вопросов изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ (оказанных услуг) концептуально не изменились.

Справочно
В случае совершения коррупционных преступлений уголовным законом (ст. 46-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь) установлен иной (специальный) порядок изъятия такого имущества или стоимости незаконно полученных работ (услуг).

Детализированы в ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией обязанности руководителей государственных органов и иных организаций. Предусмотренная ранее обязанность руководителей принимать в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией дополнена обязанностями по предупреждению и выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, а также способствующих им причин и условий.

Изменения в антикоррупционное законодательство внесены с учетом положений нового Закона Республики Беларусь от 1 июня 2022 года № 175-З «О государственной службе», а Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» дополнен новыми основаниями для ограничения назначения и выплаты пенсии лицам, совершим противоправные деяния.

Указанные изменения будут способствовать повышению эффективности противодействия коррупции, защите прав и законных интересов граждан.

Источник: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

А 23 декабря 2022 г. на 25‑м заседании республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией впервые в нашей стране утверждена Стратегия борьбы с коррупцией.

В целях обеспечения системной реализации мер по противодействию коррупции в государственном и частном секторах (включая выявление и устранение основных причин и условий совершения коррупционных правонарушений, установление оснований формирования коррупционных рисков и их нивелирования) на протяжении последних нескольких лет параллельно с работой над внесением изменений в законодательство по вопросам борьбы с коррупцией велась серьезная работа над Стратегией борьбы с коррупцией (далее — Стратегия).

При подготовке Стратегии всесторонне изу­чались международный и зарубежный опыт, состояние и тенденции коррупционной преступности, причины, создающие условия для нее; были выявлены коррупционно уязвимые сферы и определены наиболее успешные средства предупреждения коррупции в сферах с высоким и средним уровнями коррупционных рисков.

Таким образом, Стратегия разработана с учетом современных международных стандартов построения стратегий борьбы с коррупцией и 23 декабря 2022 г. утверждена на 25‑м заседании республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.

Это важно
Стратегия представляет собой программный документ, в котором определены и раскрыты стратегические направления правоохранительной и иной деятельности.

Особое внимание уделено повышению правовой культуры и активности граждан, организаций, в т. ч. общественных объединений, в борьбе с коррупцией, а также осуществлению на постоянной основе общественного контроля в данной сфере.

Стратегия состоит из трех разделов: общих положений, стратегических направлений борьбы с коррупцией и механизма реализации Стратегии.

Документ содержит:

  • задачи, решение которых обеспечивает Стратегия;
  • специальные принципы, подлежащие учету при разработке мероприятий по борьбе с коррупцией.

В рамках стратегических направлений борьбы с коррупцией закреплены:

  • общие механизмы профилактики и борьбы с коррупцией, устранения ее базовых причин и условий;
  • подходы, направленные на совершенствование ценностных основ функционирования общества и деятельности государства в области борьбы с коррупцией (включая оптимизацию системы правового просвещения и антикоррупционного образования и воспитания населения в целях формирования атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, повышения активности представителей гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией);
  • особенности предупреждения коррупции в публичном и частном секторах;
  • необходимость совершенствования ответственности за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;
  • осуществление правового мониторинга в сфере борьбы с коррупцией.

Обозначен в Стратегии и механизм ее реализации. В частности, в соответствии со Стратегией мероприятия по ее реализации предусматриваются в комплексных планах по борьбе с преступностью и коррупцией, которые разрабатываются Советом Министров совместно с Генеральной прокуратурой и заинтересованными государственными органами, а также иными организациями во взаимодействии с представителями гражданского общества.

Комплексные планы по борьбе с преступностью и коррупцией утверждаются респуб­ликанским координационным совещанием по борьбе с преступностью и коррупцией. В состав республиканского координационного совещания входят руководители государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией, руководители субъектов профилактики правонарушений. Непосредственное участие субъектов, которые являются исполнителями программ, в принятии программ повышает эффективность их выполнения.

В настоящее время утвержден комплексный план на 2023‒2025 гг.

Таким образом, Стратегия призвана придать системный и целенаправленный характер процессу реализации предусмотренных законодательством мер по борьбе с коррупцией, а реализация положений Стратегии может стать основой для дальнейшего совершенствования законодательства.

Это важно
Стратегия является основой для подготовки документов стратегического планирования и НПА, касающихся вопросов противодействия коррупции, поэтому в рамках осуществления антикоррупционной работы в конкретных организациях (учреждениях) необходимо следовать тенденциям, которые закреплены в Стратегии, учитывая специфику деятельности организации (учреждения).

При этом в борьбе с коррупцией первостепенное значение имеют меры профилактического (предупредительного) характера, позволяющие целенаправленно и системно воздействовать на причины и условия, способствующие различным проявлениям коррупции.

свернуть

План мероприятий по противодействию коррупции государственного учреждения образования

УТВЕРЖДЕНО

приказ заведующего

государственным учреждением образования

«Детский сад № 4 аг. Лесной»

от 03.01.2024 № 4

 

План мероприятий по противодействию коррупции

государственного учреждения образования

«Детский сад № 4 аг. Лесной» на 2024 год

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1.

Обеспечение гласности и информирования заинтересованных граждан, родителей о целевом использовании средств попечительского совета

в течение года

председатель попечительского совета

2.

Проведение  разъяснительной работы с законными представителями в целях предупреждения коррупционных действий

в течение года

воспитатели дошкольного образования

3.

Рассматривать на совещаниях, на собраниях трудового коллектива учреждения образования вопрос о работе по исполнению антикоррупционного законодательства

в течение года

 

заведующий

4.

Обеспечение согласования приема, продления контрактов, увольнения педагогических и технических работников учреждений образования с управлением по образованию

по мере необходимости

 

заведующий

5.

Продолжить контроль за организацией питания с целью недопущения фактов коррупции работниками пищеблока.

в течение года

заведующий

 

зам. заведующего по ОД

6.

Рассмотрение обращений граждан, содержащих информацию о фактах коррупции, при подтверждении соответствующих фактов вносить предложения о привлечении виновных к ответственности

по мере необходимости

 

заведующий

 

7.

Осуществление личного приема родителей (законных представителей) руководством учреждения образования

в течение года

 

заведующий

8.

Продолжить рассмотрение вопросов антикоррупционной направленности на стендах и официальном сайте учреждения образования.

в течение года

 

зам. заведующего по ОД

9.

Осуществлять постоянный контроль за реализацией профилактических мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений и преступлений в учреждении образования.

постоянно

заведующий

 

зам. заведующего по ОД

свернуть

Положение о комиссии по профилактике коррупционных правонарушений

Комиссия по профилактике коррупционных правонарушений в государственном учреждении образования «Детский сад № 4 аг.Лесной» (далее – комиссия) рассматривает вопросы, связанные с противодействием коррупционным проявлениям в учреждении.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссии по профилактике коррупционных правонарушений

в государственном учреждении образования

 «Детский сад № 4 аг.Лесной»

 

  1. Комиссия по профилактике коррупционных правонарушений в государственном учреждении образования «Детский сад № 4 аг.Лесной» (далее – комиссия) рассматривает вопросы, связанные с противодействием коррупционным проявлениям в учреждении дошкольного образования.
  2. Комиссия действует постоянно, и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением.
  3. Состав и план работы комиссии утверждается заведующим детского сада.
  4. Целью работы комиссии является содействие в принятии и укреплении мер, направленных на более эффектное и действенное предупреждение коррупционных проявлений в администрации учреждения дошкольного образования.
  5. При реализации возложенных на комиссию задач комиссия взаимодействует с контролирующими, правоохранительными, судебными органами.
  6. Основными задачами комиссии являются:

6.1. рассмотрение, обобщение, анализ поступающей в учреждение дошкольного образования информации контролирующих и правоохранительных органов, других государственных органов и организаций, заявлений юридических лиц и обращений граждан о нарушении антикоррупционного законодательства в учреждении дошкольного образования.

6.2. выработка мероприятий и мер реагирования на выявление нарушения антикоррупционного законодательства;

6.3. обсуждение вопросов организации и состояния работы по соблюдению требований антикоррупционного законодательства в учреждении дошкольного образования, заслушивание отчетов руководителя и заместителей руководителя о проводимых ими мероприятиях и принимаемых мерах по предотвращению коррупционных проявлений;

6.4. рассмотрение материалов проверок и ревизий в учреждении дошкольного образования, по результатам которых выявлены случаи коррупционных проявлений;

6.5. рассмотрение иных вопросов по предупреждению коррупционных проявлений в учреждении дошкольного образования.

  1. Комиссия имеет право:

7.1. в пределах компетенции учреждения дошкольного образования и в порядке, установленном законодательством, запрашивать и рассматривать информацию по вопросам коррупционного проявления в учреждении дошкольного образования.

7.2. вносить предложения о проведении в учреждении дошкольного образования соблюдения антикоррупционного законодательства, обеспечения целевого и экономного использования государственных ресурсов, сохранности имущества, надлежащей постановки внутрихозяйственного контроля, организации учёта и ведения отчётности по материальным ценностям.

7.3. вносить предложения о назначении дополнительных проверок по результатам проверок и ревизий, проведённых контрольно-ревизионной службой Министерства финансов Республики Беларусь, в ходе которых выявлены факты коррупционных проявлений, и принимать в них участие;

7.4. анализировать работу администрации учреждения дошкольного образования по соблюдению требований антикоррупционного законодательства, вносить заведующему детского сада предложения по привлечению их к дисциплинарной ответственности.

  1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в году. Заседание комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее двух третей членов комиссии от ее полного состава.
  2. Председатель комиссии организует работу комиссии, ведёт её заседание и несёт полную ответственность за организацию выполнения решений комиссии.
  3. При необходимости в заседаниях комиссии могут участвовать заинтересованные лица государственных органов, работники учреждения дошкольного образования.
  4. Решение комиссии оформляется протоколом. Решение считается принятым, если за него проголосовало простым голосованием не менее половины членов комиссии.

Протоколы заседаний комиссии подписываются председательствующим на заседании и секретарём.

  1. Протоколы заседаний комиссии и представляются на рассмотрение заведующему детского сада, носят рекомендательный характер и могут служить основанием для подготовки соответствующих организационно-распорядительных документов учреждения дошкольного образования по вопросам исполнения антикоррупционного законодательства, предупреждения и пресечения коррупционных проявлений среди лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и других неправомерных деяний, совершаемых вопреки интересам государственной службы в системе образования Республики Беларусь.
свернуть

Правонарушения,создающие условия для коррупции

Совершение правонарушений, создающих условия для коррупции, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:

вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;

оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;

участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;

использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;

нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;

нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;

требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

свернуть

Коррупционные правонарушения

Совершение коррупционных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Коррупционными правонарушениями являются:

вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;

предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;

использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;

использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;

мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

свернуть

Что такое взятка?

Согласно определению, сформулированному в словаре С.И. Ожегова, взятка – это «деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий».

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Взятки условно делятся на явные и завуалированные.

Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?

Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Уголовная ответственность грозит не только за получение, но и за дачу взятки.

свернуть
поделиться в:
Меню раздела