Специальное образование

Специальное образование - обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования (пункт 1 статьи 13 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Специальное образование в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть общей образовательной системы. Возможность получения образования обеспечивается всем детям, независимо от степени тяжести имеющихся у них нарушений. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании специальное образование является отдельным видом образования наряду с основным и дополнительным образованием. При этом определено, что специальное образование осуществляется на двух уровнях получения основного образования – дошкольном и общем среднем.
Лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь, и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития. На законодательном уровне закреплены права обучающихся с особенностями психофизического развития на:

  • создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
  • бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, проводимое в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
  • подвоз в учреждения образования на специально оборудованных транспортных средствах;
  • бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
  • бесплатное проживание и питание в учреждениях специального образования.

Нормативные правовые документы:

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

Пункт коррекционно-педагогической помощи

В рамках реализации Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» в государственном учреждении образования «Детский сад № 4 аг.Лесной» проводится работа по оказанию помощи детям в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП).

Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.

Задачами пункта являются:

изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;

формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)

фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);

не резко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);

нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

 

Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

 

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района» (далее – ЦКРОиР), расположенного по адресу: Минский район, п. Ратомка, ул. Заславская 8а, телефон для записи на комиссию: 8(017)5022368, время работы: 8.00-17.00, сб., вс. – выходной, сайт: ckroir-roo@minsk.edu.by

Для этого необходимо позвонить по тел. 8(017)5022368 в ЦКРОиР и записаться на комиссию.

Для прохождения психолого-медико-педагогическое обследование необходимы следующие документы:

  • медицинская карта ребёнка или выписку из неё (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), результаты медицинского заключения узких специалистов детской поликлиники за текущий год: отоларинголога, невропатолога, офтальмолога (окулиста), логопеда, психоневролога;
  • направление учреждения здравоохранения или образования для прохождения психолого-медико-педагогическое обследование;
  • психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;
  • несколько детских рисунков.

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.

С заключением ЦКРОиР или его копией необходимо прийти к учителю-дефектологу детского сада для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.

Приём детей на пункт, осуществляется приказом заведующего учреждения дошкольного образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором ЦКРОиР, и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:

- заявления законного представителя обучающегося;

-заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).

 Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи:

Кодекс Республики Беларусь об образовании

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2011 г. № 131 "Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи" смотреть здесь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 22 декабря 2011 г. № 128 "Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования" смотреть здесь

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04 августа 2022 г. № 203 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования»

Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи», 25.05.2012 смотреть здесь

Инструктивно-методическое письмо « Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/2014 учебном году» смотреть здесь

 

 

свернуть

Специальная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Специальная группа для детей с тяжелым нарушением речи

 

В государственном учреждении образования «Детский сад №4 аг. Лесной» функционирует специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Образовательный процесс в группе осуществляют следующие специалисты:

Жаврид Александра Сергеевна – воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории;

Шепелевская Виктория Сергеевна – воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории;

Селютова Виктория Александровна - учитель-дефектолог без квалификационной категории.

 

Зачисление воспитанников в специальную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи производится на основании заключения ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района», заявления законных представителей несовершеннолетнего, медицинской справки установленной формы. 

Контактные телефоны для получения необходимой информации:

8 (017) 3626809 – Осадчая Светлана Валерьевна, заведующий ГУО «Детский сад № 4 аг. Лесной»;

8 (029) 8269530 – Кисляк Павел Владимирович, директор ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района»;

8 (017) 5022368 – Гудевич Екатерина Ивановна, заместитель директора ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района».

Более подробную информацию об организации специального образования в Минском районе можно получить на сайте ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района», перейдя по ссылке. https://ckroir-roo.minsk-roo.gov.by/

свернуть

График работы учителей-дефектологов на 2023/2024 учебный год

График работы

пункта коррекционно-педагогической помощи

 

День недели

Время работы

Понедельник

8.00 – 13.00; 15.00 – 17.30

Вторник

8.00 – 13.00

Среда

8.00 – 13.00; 15.00 – 17.30

Четверг

8.00 – 13.00

Пятница

8.00 – 13.00

Учителя-дефектологи:

Рак Виктория Юрьевна

Молочникова Наталья Александровна

 

График

работы учителя-дефектолога специальной группы

День недели

Время работы

Понедельник

8.00 – 12.00

Вторник

8.00 – 12.00

Среда

14.00 – 18.00

Четверг

8.00 – 12.00

Пятница

8.00 – 12.00

Учитель-дефектолог специальной группы: Селютова Виктория Александровна

свернуть