Среда развития ребёнка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и их развитие.
Предметная игровая развивающая среда – система материальных объектов, функционально моделирующая физическое, психическое, интеллектуальное, развитие ребёнка. Она должна объективно – через своё содержание – создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Цель предметной игровой развивающей среды – педагогическая актуализация личностного развития ребёнка, обеспечение физического, психического и социального здоровья.
Среда выступает не только условием саморазвития личности дошкольника, но и показателем профессионального уровня педагога. Её моделирование требует от взрослого глубоких знаний о возрастных особенностях дошкольников, способах и вариантов построения среды, а также творческого воображения и эстетического вкуса.
Анализ состояния организации предметно-развивающей среды позволил выявить ряд проблем:
- педагоги имеют недостаточный уровень знаний о сущности и особенностях организации предметно-развивающей среды
- у педагогов отсутствуют системные представления о здоровьесберегающем, воспитательном, развивающем влиянии среды на личность дошкольника;
- у педагогов нет мотивации к деятельности по созданию развивающей предметно-игровой среды;
- созданная педагогом игровая среда не всегда обеспечивает комплекс условий для психического здоровья и эмоционального комфорта ребёнка: отсутствует личное пространство ребёнка, место, где он может отдохнуть, посмотреть домашние фотографии (речь не идёт о зонах отдыха, уголках уединения);
- не созданы условия для активного участия детей в созидании, преобразовании и обогащении среды: отсутствуют предметы, позволяющие ребёнку моделировать (строить, менять) предметную (игровую) среду /модули, ширмы, невысокие двухсторонние стеллажи на колёсиках, тележки на колёсиках/, трансформировать в соответствии с видом и содержанием деятельности.
Предметная среда – это всегда поле детской деятельности, её объективные условия и средства достижения цели, которые заданы предметной средой. Активность ребёнка в условиях развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребёнок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не поле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая предметная игровая среда должна соответствовать ряду требований:
- соответствовать возможностям ребёнка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. через предметную среду должны быть сформированы зоны ближайшего и актуального развития (Л.С. Выготский);
- соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
- удовлетворять потребность ребёнка в новизне, быть неисчерпаемой, информативной, тем самым способствовать самоутверждению ребёнка;
- быть функционально комфортной, как для ребёнка, так и для взрослого.
Технологии построения
развивающей предметно-игровой среды
Зонирование – это выделение разнообразных функциональных зон в физическом пространстве, окружающем ребёнка, обеспечивающее каждому ребёнку возможность самостоятельного получения информации, возможность саморазвития и самообучения. Многофункциональное дробление зон по конкретным видам материалов считается неэффективной. Причина этого: для большого количества «уголков» недостаточно места в групповой комнате, нет однозначного соответствия между видами деятельности, из которых складывается образовательный процесс (игровая, продуктивная, познавательно-практическая), и материалом (многие материалы полифункциональны и могут использоваться как для игровой, так и продуктивной, познавательно-практической деятельности).
Что означает полифункциональность зон пространства группового помещения? Пространство группы должно стать полифункциональным в каждой его части (Н.А. Короткова). При делении группового пространства для старших дошкольников выделяются следующие зоны:
- зона спокойных видов деятельности;
- зона активной деятельности, деятельности связанной с экстенсивным (расширительным) использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);
- рабочая зона (место для занятий, индивидуальных, подгрупповых самостоятельных игр с материалами, хранящимися в тематических уголках, на расположенных неподалёку стеллажах).
- Сюжетно-ролевые игры «Школа»
Примечание:
- игра может включать уголок познавательного развития, уголок грамотности, библиотеку;
- материалы могут размещаться в файловых папках, плотных скоросшивателях. Главное условие – эстетика, удобное использование в работе, наличие надписей.
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
- Книги располагаются по разделам: сказки, стихи, рассказы о природе, профессии, космос, география, транспорт, энциклопедии и т.д. (Не менее 60-70 книг).
- Наличие у каждой книги символа, соответствующего определённому разделу.
- Коробочка с символами для наклеивания в формуляр.
- Наличие у каждого ребёнка группы читательского билета и формуляра. (С единым опознавательным значком, фамилией, именем ребёнка).
- Наличие и библиотекаря бейджика с надписью «БИБЛИОТЕКАРЬ».
- Постоянно действующие выставки:
- новые книги;
- это интересно;
- «мая Радзіма – Беларусь»;
- красный день календаря;
- посвящённые юбилейным датам писателей, поэтов, художников;
- отзыв о прочитанной книге (рисунок, аппликация, поделка, книга отзывов и т.д.).
- Тематические викторины:
- по сказкам;
- по содержанию наиболее читаемых и интересных книг;
- по авторам (писатели, поэт, художники);
- общим знаниям и т.д.
- Уголок книгоиздания. (Атрибуты: бумага, дырокол, ножницы, скотч, скоросшиватели, скобы, ножницы, иллюстрации, клей, алфавит (трафареты).
- Уголок по ремонту книг. (При необходимости. Ремонт книг входит в обязанность библиотекаря).
- Сюжетно-ролевая игра «Больница»
- Поликлиника (приём терапевта).
- Кабинет УЗИ (что это, для чего, что необходимо).
- Глазной кабинет (буквы, символы).
- Центр «Скорой помощи» (носилки, капельница, кабинет функциональной диагностики, лаборатория).
- Схемы оказания первой медицинской помощи.
- Аптека. (лечение травами. Ромашка: цветок, горло, протирать лицо, мыть голову, пить при болях в желудке и т.д.).
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Супермаркет»
Примечание:
-за определённое количество «бонусов» ребёнок имеет право взять любой товар домой с возвратом на следующий день в магазин. «Бонус» – поощрения за добрые дела или поступки, которые ребёнок может копить, чтобы взять более «дорогую» вещь;
-все товары в «магазине» имеют двойную цену – денежную и бонусную;
-«продавец» в группе «работает» на протяжении всего дня (бейджик: зав. магазином, консультант, продавец, грузчик и т.д.)
- Отделы:
продукты;
кондитерский;
игрушки;
канцелярские товары;
спортивные товары;
электротехника;
книжный;
развивающих игр;
детской одежды;
конфискат
и другие
- Деньги, валюта, касса, сумки, кошельки.
- Витрина, реклама новых товаров (аппликация, рисунки, коллаж и т.д.) к изготовлению рекламы привлекаются родители.
- Центр познавательно-практической деятельности (может быть совмещ с центром «Воды и песка»
Примечание:
- атрибуты для опытов и экспериментов
-средства измерения: линейки, циркуль, мерные стаканы, сосуды разных форм и объёмов, компас, барометр водяной, стёкла (линзы), весы, часы и др.;
-предметы для опыта с огнём: спички, спиртовки, свечи, лампа и др.;
-предметы для опытов с магнитом;
- др.
- Центр «Воды и песка»
- Коробка №1. Мелкие игрушки (люди, животные, транспорт, дома, деревья, беседки, правила дорожного движения и т.д.).
- Коробка №2. Бросовый материал. (камешки, ракушки, пробки, косточки, каштаны, упаковки от киндер сюрпризов, пенопласт, палочки для рисования, цветные стёклышки и т.д.).
- Коробка №3. Предметы для исследовательской деятельности. (воронки, груши, ситечко, ложки – всё трёх размеров, мерные стаканчики пипетки, увеличительное стекло, пинцет, формочки, совочки, метёлочка, губка, различного рода ёмкости, резиновые шланги, трубки и т.д.).
- Коробка №4. Игрушки (предметы) из разного материала. (стекло, пластмасса, дерево, железо, керамика, резина, картон).
Примечание:
- высота стола на уровне пояса детей;
- толщина песка 10-12см;
- обязательное наличие полок (другое место), где могут размешаться коробки;
- все коробки подписаны.
- Центр «ИЗО»
- Костюм «свободного художника».
- Стена творчества (лист ватмана, трубка обоев).
- Фланелеграф (наличие картинок для построения сюжетов), мольберт, школьная доска для рисования мелом, углем.
- Краски (желтая, красная, синяя, белая, черная)- рисование с использованием палитры.
- Карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, угольки, свечи.
- Солёное тесто, глина, пластилин.
- Трафареты плоскостные, объёмные.
- Пульверизаторы для создания цветового фона.
- Бросовый материал: семена, листья, цветы, косточки, крупы, песок, опилки, стружка, перо, пух, вата, нитки, ткань и др.
- Подборка иллюстраций для рассматривания и обогащения впечатлений детей.
- Портреты художников, репродукции картин.
Примечание:
- фланелеграф, школьная доска на завесах могут прикрепляться к стене, каркасу, закрывающему батарею. Такое расположение поможет сохранить место в группе;
- трубка обоев крепиться как можно выше (на уровне вытянутой руки воспитателя);
- на листе ватмана (обоях) воспитатель вечером наносит разнообразные изображения (детали рисунка или аппликации, бросовый материал), чтобы на следующий день дети могли пофантазировать и закончить изображения.
- Центр «Коллекций» (мини-музей)
Примечание:
- коллекции могут располагаться как в центре коллекций, так и в предметной среде, в соответствии с тематикой;
- работа с коллекциями идет как на занятиях, так и в свободной деятельности детей;
- к каждой коллекции готовится презентация педагога с детьми;
- в работе с детьми используются домашние коллекции, которые презентуют родители с ребёнком, коллекция остаётся на некоторое время в группе.
Виды коллекций: бумага, ткань, мех, нитки, камни, полезные ископаемые, пуговицы, часы, гвозди, проволока, ключи, игрушки (киндер сюрпризы), крупа, шнурки, семена, бытовая техника, марки, значки, кора деревьев, открытки, монеты, ручки, канцелярские товары и др.
- Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство «Любознашка»
Примечание:
- игра для детей старшего дошкольного возраста;
-расстояние до пункта назначение измеряется с помощью линейки (условной мерки). Одна мерка – 1рубль;
-цена билета зависит от средства передвижения;
-цена билета зависит от условий проживания: всё включено, частичные удобства, без питания, проживание в палатках и т.д.
-оборудование: карта мира (или РБ), рекламные проспекты туристических маршрутов, способы передвижения до места назначения (автобус, самолёт, пароход, поезд, велосипед, страус, пешком),
- Туристическое агентство: офис, бухгалтерия, консультативные услуги и т.д.
- Сюжетно-ролевая игра «Хозяюшка»
Примечание:
-игра организовывается 1-2 раза в месяц (день рождения детей данного месяца, календарные праздник и т.д.);
- используется обычная столовая или чайная посуда;
- для детей старшего дошкольного возраста игра организуется с натуральными продуктами;
- для детей старшего дошкольного возраста возможно приготовление следующих блюд:
- салат «Витаминный» – свекла, огурец, морковь, растительное масло;
- салат «Фруктовый» – яблоко, банан, киви, мандарин, апельсин (можно на шпажках);
- выпечка блинов, оладий;
- бутерброды: хлеб, масло (рыба, мясо, овощи);
- приготовление чая.
- Игры: шашки, шахматы.
- Игры с деревом.
- Фабрика и магазин «Сувенир».
- И др.
Литература
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. №50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
- Современные подходы к организации развивающей среды дошкольного учреждения: программно-методическое обеспечение / Р.Р. Косенюк и др.// Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь к началу 2007/2008 учебного года для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования //Пралеска.- 2007.-№7.-С. 16-16
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Перечень средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 №50. (Зборнік нарматыўных дакументаў МА РБ №2, 2008).