Консультации учителя-дефектолога

 

Добро пожаловать на страничку

Блога учителя-дефектолога Рак Виктории Юрьевны

Здесь Вы найдёте полезную информацию для себя и Ваших детей!!!

ЗДЕСЬ

 

Когда обращаться к учителю-дефектологу?

12.02.2024

 

Когда обращаться к учителю-дефектологу?

 

Подготовил: 

учитель-дефектолог Молочникова Н.А. 

У родителей часто возникают вопросы: когда нужно обращаться к логопеду и в каком возрасте лучше планировать первое посещение этого специалиста? Как правило, ответственные родители начинают рано проявлять беспокойство, отмечая все недостатки речи ребенка. Однако некоторые родители, напротив, демонстрируют излишнее спокойствие и не спешат обращаться за логопедической помощью, даже если к этому есть серьезные показания. Как разобраться, нужна ли ребёнку консультация логопеда или стоит подождать?

2-3 года

Важным моментом является полутора-двухлетний возраст, когда активно начинает формироваться фразовая речь. О начале этого этапа свидетельствует стремление ребёнка объединять два лепетных слова в одну фразу: “Мама, би-би!” (Мама, машина едет!), “Дида бай” (Дедушка пошёл спать), “Папа, ди!” (Папа, иди!). Немногим позднее ребёнок, использовавший в предложении только лепетные, усечённые слова (“Баба пла” – Бабушка плачет), слова в неопределённой форме (“Мама ниська” – Мама читает книжку), начинает употреблять первые формы слов (окончания) и строить предложения из 3-х слов (“Сябака села”, “Мальцик легла пать”). К двум с половиной – трём годам синтаксическая структура предложения расширяется, ребёнок активно овладевает системой предлогов и окончаний.

В случае задержки речевого развития овладение фразовой речью происходит в более поздние сроки. При этом следует отличать темповую задержку речевого развития от недоразвития речи. При темповой задержке овладение этими нормами задерживается на несколько месяцев, но в целом повторяет естественный ход речевого развития. При общем недоразвитии речи (ОНР) отмечаются не только запаздывающее появление речи, но и патологический тип становления речевой функции. Ребёнок долго не овладевает закономерностями родного языка, у него наблюдается диспропорция в развитии различных языковых систем. Например, фиксируется длительное неусвоение правильных окончаний при достаточно развернутой структуре фразы, значительный объем пассивного словаря (понимание слов) при бедном активном словаре.

 При ОНР, обусловленном моторной алалией, фразовая речь появляется очень поздно (к 3,5-5 годам) и длительное время имеет характер предложений из лепетных слов. При несвоевременно оказанной логопедической помощи это тяжелое нарушение речи может явиться причиной инвалидности, повлечь за собой вторичную задержку психического развития, отклонение в формировании мыслительных операций. Поэтому при отсутствии начала развития фразовой речи к 2,5 годам, ребенку необходима консультация логопеда. Диагноз “задержка речевого развития” может быть поставлен ребенку до трёхлетнего возраста, после трёх лет отставание от нормы определяется как общее недоразвитие речи и требует оказания незамедлительной помощи.

Еще более тревожным признаком является нарушение понимания речи. В норме развитие понимания речи опережает развитие активной речи, поэтому нужно бить тревогу, если ребенок к двум годам плохо понимает обращенную речь, не может выполнить простых инструкций (принести, дать, унести, взять, надеть, снять и др.), не отзывается на свое имя, не знает названий хорошо знакомых предметов, игрушек. Это может быть признаком тяжелого недоразвития речи, обусловленного сенсорной (сенсомоторной) алалией, или специфического речевого недоразвития, вызванного интеллектуальной недостаточностью либо аутизмом. В этом случае необходима как можно более ранняя помощь специалистов (невролога/психоневролога, логопеда, дефектолога).

Особую настороженность в вопросе наблюдения за состоянием речи следует проявлять родителям, чьи дети находятся к группе риска по неврологическим проблемам. Иногда неврологи не акцентируют внимание родителей на имеющихся у детей неврологических диагнозах (ППЦНС (перинатальная патология центральной нервной системы), ПЭП (перинатальная энцефалопатия), синдром пирамидной недостаточности, синдром двигательных нарушений) и сопутствующих им симптомах (гипо- и гипертонус, тремор, девиация (отклонение) языка, нарушения сна и др.), предпочитая говорить о проблеме вскользь, ограничиваясь лечебными мероприятиями. Поэтому для внимательных родителей нелишним будет ознакомиться с заключениями невролога в течение первого года жизни ребёнка, чтобы оценить риски возникновения у него речевых нарушений.

3-5 лет

Но вот ребенку исполнилось 3-3,5 года, и родители обращают внимание на то, что его речь обильна, но непонятна окружающим. Он неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, делает нелепые ошибки при словообразовании и словоизменении. Как быть в таком случае?

Возраст от двух до пяти лет является временем активного овладения лексикой, фонетическими и грамматическими закономерностями языка, поэтому наличие грамматических ошибок, неологизмов является непременным атрибутом этого периода речевого развития. Самая сложная задача для неспециалиста – отличить эти возрастные особенности от симптоматики ОНР.

Грамматические ошибки при ОНР носят стойкий характер, не соответствуют возрастному этапу овладения той или иной языковой моделью, часто отличаются специфическими особенностями. Наибольшей специфичностью характеризуются аграмматизмы при алалии: даже при наличии фразовой речи ребёнок часто использует те окончания, которые нехарактерны для более ранних ступеней речевого развития. Например, заменяет окончания не только внутри какого-либо падежа, как это делают дети более раннего возраста, но и использует для замены окончания разных падежей или не подходящие для этой части речи окончания – “даёт козом” (даёт козе), “поливает водим” (поливает водой). В речи ребёнка обнаруживаются замены слов и непонятные (бессмысленные) слова. Чтобы не пропустить нарушения речевого развития в этом возрасте, рекомендуется один раз в год посещать логопеда.

4,5-5,5 лет

К пяти годам завершается период становления звуковой стороны речи. Следовательно, наличие дефектов звукопроизношения свидетельствует об имеющемся у ребенка речевом нарушении. При этом необходимо помнить, что период овладения шипящими звуками завершается в 3,5-4 года, а звуками Р и Л – в 5 лет. Поэтому если у ребенка в 4,5 года есть дефекты произношения свистящих и шипящих, консультация логопеда необходима. Можно начинать работу по постановке звуков Р и Л, если в 4,5 года ребёнок их искажает. Например, звук Л произносит, сближая губы ([w]), а Р – с помощью вибрации мягкого нёба. По своим акустическим характеристикам такие звуки приближены к нормальным образцам, поэтому ребёнок воспринимает их как неискажённые и не пытается воспроизвести правильную артикуляцию, как это бывает при полном отсутствии этих звуков в речи или в случае их замены. С большой долей вероятности при наличии искажений эти звуки не будут произноситься правильно и в 6 лет.

6 лет

Важным моментом является диагностика речевой готовности к школьному обучению. Часто бывает, что речевые проблемы ребёнка не видны без специального логопедического обследования. Продолжая оставаться незамеченными, во втором классе они превращаются в дисграфию, в третьем – в дизорфографию. Например, ребёнок, правильно произносящий звуки речи, может испытывать трудности различения некоторых пар звуков на слух. На письме в этом случае появляются буквенные замены (например, “часе” – чаще, “картовель” – картофель, “пчички” – птички). При несформированном языковом анализе и синтезе ребёнок затрудняется в определении границ предложений, пропускает/переставляет буквы, не дописывает слова, объединяет два слова в одно. Наличие грамматических ошибок в окончаниях и не до конца усвоенные закономерности словообразования свидетельствуют о несформированном "чувстве языка". В этом случае к концу второго – началу третьего класса образцы письма изобилуют большим количеством орфографических ошибок (дизорфография). Нарушения письма легче предупредить в дошкольном возрасте, чем потом корректировать в школе, догоняя школьную программу. Поэтому диагностика сформированности предпосылок обучения грамоте очень важна за год до начала школьного обучения.

Подводя итоги, можно сказать, что динамическое наблюдение за состоянием речи ребёнка является важным направлением профилактики речевых нарушений в дошкольном и в школьном возрасте. От своевременной диагностики и коррекции речевых нарушений зависят не только успешность овладения ребёнком школьной программой, но даже – в случае тяжёлых нарушений – вся жизнь ребёнка.

Источник:

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993. – 112 с.

свернуть

Читаем дома

09.02.2024

Читаем дома

Подготовил:

учитель-дефектолог Селютова В.А.

Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое, с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко»«Сивка-бурка»«Царевна - лягушка»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.

Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.

Как читать?

- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее.

- Показывайте картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

- Как только книга надоест, прекратите чтение отложите ее на денек.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:

Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.

Авторские сказки: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», П. П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А. С. Пушкина, А. Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.

Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

 

Как учить стихи?

Мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее. Заучивать наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время, выученное не вылетит из головы. Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру.

Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко «пережить» и запомнить содержание поэтического текста.

Совет № 1

Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного.

Расскажите, что настроения бывают разные: торжественное, весёлое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, плаксивое, тревожное. При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.

Совет № 2

Чтение стихотворения в «различных тональностях» можно использовать как для закрепления только что выученного текста, так и для повторения любого иного, известного ребёнку.

Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете Вы, задаёте настроение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами.

Прочитайте вслух стихотворение. Попросите ребенка для каждой строчки подобрать соответствующую эмоцию.

 

Источник:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/01/12/konsultatsiya-dlya-roditeley-chitaem-doma 

свернуть

КРАТКО О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

18.05.2023

 

2 года

– ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

3 года

– словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з.

4 года

– в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 -6 лет

– словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

7 лет

– словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.

Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

Источник:

Баль, Н.Н.,Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя и выхаванне, 2010 (электронный вариант)

свернуть

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЛЧИТ?

15.03.2023

 

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или пора­жения центральной нервной системы.

В чем же причина?

Проведенные исследования установили, что уровень разви­тия речи детей находится в прямой зависимости и от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движе­ний пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. В чем же заключается связь движений паль­цев и речи?

Движения пальцев рук в ходе развития человечества ока­зались тесно связанными с речевой функцией. Первой фор­мой общения первобытных людей были жесты, которые по­степенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движе­ния пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проек­ции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход раз­вития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движе­ния пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонко­сти, начинается развитие словесной речи. Развитие движе­ний пальцев рук как бы подготавливает почву для последую­щего формирования речи.

Для определения уровня развития речи детей можно прове­сти такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика («Сделай вот так!» — и показать, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные дви­жения пальцев, — говорящие дети, если же пальцы напряже­ны, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говоря­щие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут сво­бодными, развития речи добиться не удастся.

Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что трени­ровка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной ме­сяца ускоряет процесс созревания речевых областей — у прав­шей в левом, а у левшей — в правом полушарии. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка в от­дельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 мин. ежедневно). С десятимесячного возраста следует давать ребен­ку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошую тренировку пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока — белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки» и др.

Одна из возможных причин задержки в развитии речи — не­удовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с ок­ружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразум­ным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ре­бенок предложенные игрушки берет, но не играет, повертев один — два раза, откладывает в сторону. У такого ребенка одно желание — подойти к взрослому, прижаться к нему и долго стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении при­водит к тому, что ребенок растет безынициативным, не самос­тоятельным, молчаливым.

 

Задержка в развитии речи возможна и еще по одной причи­не. К концу первого года жизни — началу второго в словарном запасе ребенка всегда есть 3-5 слов, очень своеобразных по своему значению. Подобные слова могут надолго сохраниться в словарном запасе и задержать возникновение настоящих слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу — произнести необходимое, соот­ветствующее предмету и ситуации конкретное слово. А если взрослый не ставит такой задачи, то ребенок не будет развивать свои возможности.

И, наконец, нормальное развитие речи может быть наруше­но стремительностью речевого развития. Это когда первые сло­ва ребенка опережают возрастные нормы и сроки речевого раз­вития. Ребенок в 1 год 3 месяца вдруг начинает говорить пра­вильными предложениями, использует совсем не детские слова. Родители в восторге и при каждом удобном случае демон­стрируют своим знакомым необыкновенные способности ре­бенка. Его учат, ему рассказывают, читают книги и т.д. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, кото­рая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых).

Источник:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2023/12/02/pravila-vypolneniya-artikulyatsionnoy-gimnastiki 

свернуть

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

21.04.2022

 

Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.

Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционого аппарата. Неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упражнений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролировать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

Для этого необходимо использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия подбираются картинки, игрушки, сказочные герои, привлекаются стихотворные тексты.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

  1. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  2. Не следует предлагать детям больше 5 упражнений за раз.
  3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых 5 упражнений новым может быть только одно, а остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Работа организуется следующим образом:
  • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  • Показывает его выполнение.
  • Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  1. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  2. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Источник:

https://medcenter.by/zaderzhka-rechevogo-razvitija-u-detej/ 

свернуть

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

24.12.2021

 

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к учителю-дефектологу (логопеда), а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (логопеда) или при просьбе повторить правильно звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо.

Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с нарушенным звукопроизношением закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

На этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

Источник:

Ребенок и общество: способы познания окружающего мира детьми с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Ю.Н. Кислякова. – Мозырь: Белый Ветер, 2016.

свернуть

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДОМА

18.11.2021

 

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе. Речь ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими, поэтому очень важно, чтобы речь близких была чистой, правильной и грамотной.

Участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть эпизодическим. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют более широкие возможности использования наглядных средств и манипуляций с предметами.

Например, дети могут на ощупь определить форму, размер, цвет, твердость овощей и фруктов, попробовать на вкус, убедиться в их сочности, ощутить разницу в затрате мышечных усилий при пережёвывании различных видов пищи.

Развивая речь в домашних условиях, родители имеют преимущества в использовании натуральных наглядных средств при изучении времен года и при наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, иней, наст), которые трудно или невозможно продемонстрировать в детском саду группе детей.

Тем не менее, старайтесь больше разговаривать с ребенком, называйте все предметы, с которыми вы действуете или вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи…», «Назови…»; вопросами: «А как ты думаешь?», «А что ты думаешь по этому поводу?», «Как ты думаешь, что это?», «По-твоему, где это?». Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть ребенок слышит, как вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/08/27/razvitie-u-rebenka-navykov-pravilnogo 

свернуть