Играем дома

Иногда приходится сидеть с ребенком дома несколько дней подряд. Это может оказаться испытанием и для него, и для всех домашних. Оказывается, у него сто-о-олько энергии! Чем же его занять? Свободное время, которого у ребёнка вдруг стало очень много, надо тратить с умом. Вариантов довольно много!

Обучаем игре в шахматы

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаю вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? «Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? «Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? «Правила игры в шахматы» и многое другое.

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Шахматы – старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Когда же лучше начать заниматься с ребенком?

Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х.-Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

  1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
  2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
  3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» – этюдов.
  4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

 

 

Игра в шахматы очень полезна для детей

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

  • Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
  • Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
  • Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам

Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма – игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить «нового Крамника». Не принуждайте ребенка заниматься – рискуете «перекормить» его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное – привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.

Первый шахматный урок

Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.

В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.

Для начала расскажите ребенку сказку про «короля, королеву и их свиту», покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.

Мальчикам, обожающим «войнушку», можно сказать, что доска – это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.

Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых – научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.

Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

Детские шахматные турниры

Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.

На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.

Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы – это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам.

Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Правила игры в шахматы

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.

В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).

Перемещение фигур:

Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.

Королева (визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.

Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.

Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.

Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах», и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.

Что дает игра в шахматы ребенку?

В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей.

Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.

Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.

Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.

Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.

Предлагаем скачать игру ДИНОЗАВРЫ УЧАТ ШАХМАТАМ (сайт - играем в шахматы) данная игра позволяет обучать как группу детей, так и в индивидуальном порядке. Может играть ребенок от 4 до 8 лет. Игра очень эффективна для обучения. Она помогает достичь базовых знаний. Пройдя ее, ребенок знакомится с шахматной доской, с названиями и ходами фигур, основными шахматными понятиями как рокировка, мат, пат, шах, горизонтали, диагонали. Узнает основные принципы игры в начале партии. Главным достоинством данной программы является то, что ребенок может свои знания применять на практике, играя с динозаврами (с компьютером). Для психологической поддержки ребенка на первых уровнях ему дается перевес. Таким образом, подобный метод позволяет преодолеть страх малыша перед игрой. Всего в программе шесть уровней. При прохождении всех шести ребенок достигает уровня 5-4 разрядов по шахматам. После каждого занятия детям дается практическое задание в игровой форме. При прохождении каждого задания герой, которым играет малыш, подрастает. Это очень важный момент в игре. Все дети мечтают быть взрослыми и всячески стараются копировать их поведение. А желание подрасти, то есть стать взрослым мотивирует ребенка играть дальше. В игре ребенок растет, чтобы победить динозавра. Данное отступление от занятий дает малышу возможность отдохнуть от тренировки и наглядно увидеть результат своего труда.

Играть в шахматы онлайн

свернуть

Исследования, опыты, мастер-классы

Дети любят устраивать эксперименты. Можно провести несколько опытов с самыми обычными продуктами, которые есть на каждой кухне, вот идеи: «Крутые научные опыты на кухне» (https://www.kanal-o.ru/news/13644).

Постройте дома… реактивный двигатель! Вся необходимая информация – в материале «Всего один эксперимент, который поможет ребёнку понять почему не падает самолёт» (https://www.kanal-o.ru/news/11267).

А вот идеи для тех, кто любит музыку: можно сделать музыкальные инструменты из подручных материалов! «Музыкальные инструменты для домашнего концерта: 7 идей» (https://www.kanal-o.ru/news/13699).

свернуть

Игры и квесты

Домашний квест вполне реально придумать и самому: составить план, нарисовать карту, спрятать «сокровища», сочинить загадки и головоломки. Ещё один вариант – использовать уже готовые квесты: они точно так же способны увлечь детскую компанию. Вот подборка квестов, проверенных нашей редакцией: «Да будет квест! Как устроить крутое развлечение для детей"(https://www.kanal-o.ru/news/13710)

Настольные игры

На хорошие настолки очень часто времени просто не хватает – трудно собрать вместе всех домочадцев. Советуем выделить час-другой на игру: проведёте время весело и с пользой.

https://www.kanal-o.ru/news/13690

http://rastishka.by/reviews/igra-boom-boom-balloon-ot-funtastik/

http://rastishka.by/articles/kosmicheskie-igry/

http://rastishka.by/reviews/obzor-nastolnyx-igr-dlya-shkolnikov/

http://rastishka.by/reviews/nastolnye-igry-dlya-vsej-semi/

http://rastishka.by/reviews/obzor-sovremennyx-nastolnyx-igr-dlya-doshkolnikov/

свернуть

Творчество: рисуем, лепим, мастерим

Рисуем:

Рисуем ладошками: 5 вдохновляющих видеоуроковhttp://rastishka.by/articles/risuem-ladoshkami-5-vdoxnovlyayushhix-videourokov/

Как нарисовать дождьhttp://rastishka.by/articles/kak-narisovat-dozhd/

Скажите «ДА» рисованию фруктами и овощамиhttp://rastishka.by/articles/skazhite-da-risovaniyu-fruktami-i-ovoshhami/

Скажите «ДА» рисованию вилкойhttp://rastishka.by/articles/risuem-vilkoj/

Поделки:

Рыбка в аквариуме: идеи для детского творчестваhttp://rastishka.by/articles/rybka-v-akvariume-idei-dlya-detskogo-tvorchestva/

С акулой шутки плохи, или Нескучное творчествоhttp://rastishka.by/articles/s-akuloj-shutki-ploxi-ili-neskuchnoe-tvorchestvo/

Веселые рыбки: поделки для детейhttp://rastishka.by/articles/veselye-rybki-podelki-dlya-detej/

Стрекоза: мастерим с детьмиhttp://rastishka.by/articles/strekoza-masterim-s-detmi/

Робот из вторсырьяhttp://rastishka.by/articles/masterskaya-dino-robot-iz-vtorsyrya/

Утиные истории: поделки для детейhttp://rastishka.by/articles/utinye-istorii-podelki-dlya-detej/

Лепим:

10 рецептов «слаймов» своими рукамиhttp://rastishka.by/articles/10-receptov-slajmov-svoimi-rukami/

Домашний пластилин: рецепты массы для лепкиhttp://rastishka.by/articles/domashnij-plastilin/

Мастер-класс «Пластилиновая овечка»http://rastishka.by/articles/master-klass-simvol-2015-goda-plastilinovaya-ovechka/

Малыш стегозавр: лепим с детьми Паук в белых тапках: лепим с детьмиhttp://rastishka.by/articles/malysh-stegozavr-lepim-s-detmi/

Как сделать соленое тесто для лепки разных цветов: экспериментируем вместеhttp://rastishka.by/articles/kak-sdelat-testo-raznyx-cvetov/

Как сделать соленое тесто для лепки своими рукамиhttp://rastishka.by/articles/sdelat-solenoe-testo-dlya-lepki-svoimi-rukami/

Лепка из соленого теста с маленькими детьми: развивающие игрыhttp://rastishka.by/articles/lepka-iz-solenogo-testa-razvivayushhie-igry/

Домашний пластилин: рецепты массы для лепкиhttp://rastishka.by/articles/domashnij-plastilin/

свернуть

Фокусы для детей

Магические жидкости: фокусы для детейhttp://rastishka.by/articles/fokusy-dlya-detej/

Математическая магия: фокусы для детей, умеющих считатьhttp://rastishka.by/articles/matematiceskie-fokusy-dla-detej/

Фокус «Секретный удар»http://rastishka.by/articles/fokus-dlya-detej-sekretnyj-udar/

Цитрусовые фокусы для детейhttp://rastishka.by/articles/citrusovye-fokusy-dlya-detej/

«Зимний» фокус для детейhttp://rastishka.by/articles/dinomagiya-zimnij-fokus-dlya-detej/

Магия чисел: волшебные числа, которые могут «угадывать» возрастhttp://rastishka.by/articles/volshebnye-chisla/

Как оживить бумажный цветок: фокус для детейhttp://rastishka.by/articles/kak-ozhivit-bumazhnyj-cvetok/

 

Можно с помощью игры помочь детям освоить основы финансовой грамотности: «Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги" https://www.kanal-o.ru/news/13510

Устройте дома песочницу: занятия с песком помогут снять напряжение, простимулируют развитие мелкой моторики и воображения. Подсказки найдёте здесь: «Песочная терапия дома: 7 интересных и полезных игр с песком». https://www.kanal-o.ru/news/9545

Ещё один раз в игровой форме повторите важные принципы безопасности: «8 игр, которые научат ребёнка правилам безопасности» https://www.kanal-o.ru/news/11555

Во второй половине дня переходите на более спокойный режим. И тут пригодятся «Игры, которые помогут успокоить ребёнка». https://www.kanal-o.ru/news/13739

Приятного времяпровождения!

Берегите себя!

свернуть
поделиться в: